Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.

А.С.Пушкин

В 2015 году 28 июля стартовал проект под названием Яндекс.Доставка. Искреннее желание агрегатора — помочь малым интернет-магазинам выйти в регионы. Для этого у последних будет единое окно для исполнительной логистики. Далее бла-бла о перспективах, о том как всем будет хорошо и какое же всё-таки светлое нас ждёт будущее.

Спустя значительное время, на фоне развития этой тенденции, я решил поставить себя на место руководства какой-нибудь выдуманной компании-агрегатора, которая из сферы ИТ решила откусить жирный ломоть пирога у совершенно другого направления бизнеса. Далее по тексту только мои личные выдумки и все совпадения в басне с реальными ситуациями и участниками считаются случайностью.

Итак, в басне я — представитель компании Dab Skednay (далее по тексту Даб). Её призвание — искать, находить и зарабатывать на поиске деньги. Компания создана для людей и компаний любого размера, возраста и ориентации (так заявлено на сайте Даб). Компания на протяжении многих лет — сильнейший игрок в своём регионе в своей сфере.

Но! Но руководство Даба (т.е. я) всё время забывало о прописных целях своей компании. Руководство компании было одержимо желанием улучшить свои финансовые показатели любыми способами.

Для этого было принято решение «натоптать дорожки» в областях бизнеса, совершенно не профильных ИТ, установить там свои законы и поиметь с этого неиссякаемые денежные потоки. Обратите внимание на слово потоки, далее в басне я объясню что имеется в виду.

Тактика «натаптывания» была выбрана следующая. Сначала под предлогом сотрудничества и партнёрства обкатывались (опробировались) стратегические мысли Даба, а затем Даб уже устанавливал свои жёсткие правила игры и затягивал пояса на талиях попавших в зависимость «партнёров». И затягивал настолько сильно, насколько им было необходимо для минимального вдоха, чтобы не упасть в обморок. Ну и конечно же «обкатка» мыслей оплачивалась из кармана партнёров, а иначе какие же это партнёры. Я понятно объясняю?

И постепенно, сфера за сферой подминались под правила моей компании и на них постепенно распространялось влияние владычицы морской, т.е. Даба.

Владельцев маленьких и больших палаток завлекали на один большой рынок. Этот рынок навязчиво рекламировался жителям своего округа как Дабом, так и его партнёрами (палатками). Плата за аренду места на рынке взималась не за площадь, а за то, что покупатель подошел к твоему месту и посмотрел. Да, просто посмотрел товар. Владелец палатки платил даже в том случае, когда покупатель ничего не покупал и просто ошибочно забрёл в эту самую палатку.

Это не нравилось продавцам, но со временем они привыкли и научились завязывать с клиентом долговременные отношения. Некоторые состоятельные и не очень торговцы уходили с этого рынка, обидевшись на Даб или разорившись, а на их место приходили всё новые и новые. Бизнес продолжался, рынок рос. Но чем больше становилось палаток, тем меньшее количество покупателей приходилось на каждого продавца. Конкуренция усиливалась, плата росла, Даб радовался.

Потом я решил сделать свою собственную большую палатку на рынке и заставить торговцев разместить там свои товары. Покупатели стали приобретать товары продавцов непосредственно у меня, а я начал получать деньги за товар сторонних продавцов. Т.е. я стал контролировать денежные потоки и брать уже с потока нужную мне мзду. Если продавцу для существования нужно всего 10 руппий, то при доходе 15 руппий я смогу у него «мздить» 5 руппий, а при его доходе в 100 руппий — правильно, я буду брать 90. Как я и говорил выше — не надо затягивать до самого конца пояса на талии моих «партнёров».

В обычных же палатках поток покупателей постепенно иссякал. Продавец уже не мог познакомиться с покупателем и завести с ним долговременное сотрудничество. Продавец не мог предугадывать ожидания клиента и не писал ему коммерческие письма. А всё потому, что клиент шёл в большую (мою) палатку, где лежали одни и те же товары, но вместо продавцов стояли таблички с их именами (которые уже ничего для покупателя не значили). Покупатель просто выбирал себе товар опираясь на свои какие-либо интересы — цену, стоимость доставки и т.п.

Затем я «объединил» владельцев гужевых повозок, которые возили людей. И всё по той же схеме. Правда был случай небольших бунтов, но это совсем ничего не значит, так как за недовольными стоит очередь желающих (и компаний и одиночных собственников), которая к тому же на много больше чем количество желающих уйти от Даба. Я стал контролировать поток денег от клиента к продавцу услуги, стал применять технологию кнута и пряника, стал регулировать стоимость перевозки.

Сейчас у меня новое направление — доставка товаров от продавцов в палатках до покупателя. И опять на уровне «партнёрских» отношений. Ну правда! Есть компании с гужевыми повозками, есть компания работающая с голубиной почтой. Найду владельцев сторонних палаток, которые будут пользоваться услугами доставки. Затем постепенно заставлю продавцов товара на моём рынке пользоваться партнёрскими гужевыми повозками, а сторонние палатки должны будут в обязательном порядке торговать на моём рынке.

Но это не все денежные потоки. Голубиная почта может работать со мной напрямую и дать большую скидку для моей компании. Сейчас она даёт скидку моим партнёрам, а это не есть хорошо! Ну правда! Этот поток проходит мимо меня. Работая напрямую с голубиной почтой свой процент я буду получать и за услугу доставки и за перевод руппий наложенным платежом. Используя слово «работая» я конечно переоценил себя. Ну правда! Коробки пусть кидают «партнёры». Этого желания у них не отнять.

И снова не всё. Есть ещё поток. Он заключается в том, что в некоторые города голубиная почта летает в несколько раз быстрее и в несколько раз дешевле. И в эти же города ходят гужевые повозки от компаний КоробВзял, ТочкоБрал, ВЗВ и другие. Их услуги дороже. А это потенциальный поток. И в этом случае я могу выбрать один (а может и все) из нескольких вариантов. Например:
1. Беру с покупателя как с обычной голубиной почты, а доставляю быстрыми и дешёвыми голубями.
2. Нагибаю гужевых перевозчиков по данным направлениям и беру с них бОльшую мзду, а иначе будет п.1.
3. Делаю для покупателя «безликих перевозчиков» и выбираю для себя самого кошерного.
Есть ещё варианты. Надо их пробовать, господа.

А недовольных всегда можно заменить на других желающих уменьшить себе талию. Также можно опробовать схему «партнёрских» отношений с одиночными собственниками гужевых повозок. Ведь у меня имеется для этого своя платёжная единица.

В заключении хочу сказать, что я не конкурент своим партнёрам. Я хочу только контролировать потоки, а работу … работу пусть парнёры оставят себе.

Мораль? Гибридный бизнес, Ёшкин кот!