Зима уже близко…

Я слышу каждый день, что мир меняется, меняется мировая политика, экономика, сознание людей и их правителей. Не останутся в стороне и остальные области: финансы, рынки, энергетика и социальное взаимодействие. В общем, полная трансформация. Хочу предложить «затравку для подумать» о том, какие изменения ждут логистику, какие тренды уже намечены и что пока остаётся в тени или не так очевидно для многих.

Великая Китайская…

…экспансия товаров при помощи электронной торговли. Многие предрекают гибель внутреннего ритейла, который итак из последних сил выживает в конкуренции с онлайн магазинами из поднебесной. Предлагаются меры, законы, налоги. Даже ругают Почту России за сверх низкие тарифы на почтовые отправления из Китая в Россию. Пока чётких инструментов нет, как и нет понимания последствий использования этих инструментов в случае их введения.

А покупатель? А что покупатель! Ему «параллельно» кто торгует китайским ширпотребом, наши или «ихние». Главное — цена, качество и время. А лучшую стоимость могут предложить именно «ихние». Да к тому же и выбор там намного богаче. Но вот с качеством и временем пока есть проблемы.

Под качеством понимается не только надёжность и потребительские свойства товаров, но также и бережливое отношение логистики к перевозимой ценности. Существующий монополист в лице Почты России на этом поприще пока хромает, хотя у него есть определённые сдвиги в повышении культуры обработки отправлений. Уже не так часто теряются, мнутся и намокают «жёлтые бандерольки», всё реже происходит разграбление и всё меньше камней и пустых бутылок мы получаем вместо заветных «чинфонов».

Великий шёлковый …

Тупиковый это путь или спасительная соломинка пока не совсем понятно, но видно одно, желание Китая построить логистический коридор настолько сильное, насколько обширен подход и способы реализации. БАМ, Северный Морской Путь, Таджикистан, Украина, хабы на территории России и в Восточной Европе — все средства хороши. Чем больше выбор инструментов, тем больше вероятность решить поставленную задачу и тем меньше риск попасть в тупик.

А Мрия? «Летающие баржи», которые Китай принял в дар. Да, именно в дар. Кто-то говорит о военных целях, но я считаю, что это только часть истинного назначения. И именно «вопрос скорости» будет решаться данным инструментом. Уменьшение сроков доставки товаров в десятки раз из Китая в Европу — одна из возможных ветвей шёлкового пути.

Время — главное недовольство покупателя. Продавцов из Китая оно тревожит не в меньшей степени. Главная задача — отказаться от услуги почтовой связи, ну или хотя бы нивелировать её. Сейчас уже делаются попытки ускорить доставку при помощи коммерческих перевозок и распределительных (сортировочных центров) складов. Будут ли они быстрее? Будут, но не на много. И скорее на покупателя это не окажет должного воздействия! Возможно для него 20 дней и 8 дней будут одинаково не приемлемы, а вот будут ли коммерческие перевозки дешевле? Ну конечно же нет. Это повлияет на самый главный показатель для покупателя — цену. В общем, какая-то незначительная часть потока будет идти через коммерческую перевозку, а всё же львиная доля останется по прежнему у почтовой связи.

А что по эту сторону стены

Забота о нашем внутреннем Интернет Магазине с точки зрения и продавцов и обслуживающей логистики не знает границ. Писать не хочу, все уши уже прожужжали. Ищите в Яндексе о мерах, законах, налогах, ответственности и прочем прочем. И это направлено как на внешних, так и на внутренних игроков. Получается, что мы одновременно хотим и «деликатно» защитить наш е-коммерц от выше описанного конкурента и одновременно (но уже совсем не деликатно) слегка придушить представителей внутренней онлайн торговли, особенно мелких и средних игроков.

А что делает наш ритейл? Так он в общем-то занимается всё тем же. Он ищет пути подороже и побыстрее продать китайские товары. Он ломает голову над черными и кибер понедельниками и пятницами, днями холостяка, зимними распродажами и прочими вкусностями (по их мнению) для шопоголиков. Компании не на шутку конкурируют в этом вопросе и даже судятся друг с другом за права в названиях этих «праздников кошелька». Все маркетинговые уловки в виде магии цен 9999, скидок, новых и старых перечёркнутых цен, ограниченных распродаж, всё это уже порядком поднадоело. Так теперь ещё и вводят гарантии распродаж, контроль за честными скидками и бонусами. Помните времена, когда по телевидению рекламировали рекламму? Мда. К чему маркетинг приведёт на этот раз? А приведёт он всё к тому же — к полной апатии покупателя и полному краху доверия к продавцам, использующим данные обманки. А маркетологи будут изобретать что-то новенькое. И будет всем шоколадно.

Многие гиганты в ритейле — инвестиционные проекты. Это ни для кого не секрет. А что бывает, когда деньги заканчиваются? Правильно, ищутся новые инвестиции. А  когда случается форс мажор в виде «Пива нет! Совсем НЕТ!», то мы сразу начинаем наблюдать «гибель Титанов», это затрагивает всех без исключения, и лидеров Российского шопинга в том числе. Выражение «инвестиционный проект» невольно становится аналогом слова «пузырь».

А ведь воронка «пузыря» затягивает в себя не только ритейл. В этом также задействованы и смежные области, в том числе и логистика. Логистические компании «ложатся тарифами» перед магически растущими проектами. Склады и перевозчики работают в лучшем случае в ноль, а чаще в минус с такими ритейлерами, внушая себе мнимые перспективы в виде выгоды от якорного клиента, оборотных средств, маркетинга, опыта и просто светлого будущего. А вместо этого кроме финансового истощения и долгов могут получить ещё и «инфаркт», когда «империя займов» внезапно с треском разбивается о реальность.

Ещё одним трендом стали беспорядочные связи. Объединения и поглощения на любых уровнях, позах и с любыми партнёрами: банки с торговыми площадками, интернет-магазины с перевозчиками, платёжные системы и магазины и много ещё разных комбинаций. Это не только внушает объединившимся уверенность в завтрашнем дне, но и помогает привлекать всё новые и новые инвестиции. Слияния и поглощения считаются положительным шагом в мировой практике и является неким мерилом определённой зрелости рынка. Что же, посмотрим.

Как пережить зиму

Рынок логистики постоянно меняется, но он остаётся практически одной ёмкости и растёт только с ростом общего рынка. Увеличение одной области незамедлительно ведёт к сокращению другой. Растущий онлайн сегмент отбирает хлеб у офлайна. Логистические компании занимающиеся только ответственным хранением дистрибуторов теряют доходы, а логистика интернет-магазинов растёт. Логисты всё больше обращают внимание на ИТ, а поисковики начинают влезать в логистику. И те и другие что-то находят, а что-то теряют. Кому забыл или не читал, можете посмотреть Басню о Дабе.

Сегодня для всех иконой стиля является Амазон, который сам себе и жнец и жрец. А если амазонизация это тренд правильный, значит ему нужно подражать и тогда сливания и поглощения любых отраслей будет благом для всех. Т.е. останется несколько больших амзоноподобных корпораций во всём мире, которые и станут в итоге конкурентами и борьба уже будет вестись не только на уровне этих компаний. В ход пойдут государства, законы, политика и кто ещё знает чего.

А что же делать сейчас? А нужно также налаживать беспорядочные связи. Но! Но с большой осторожностью. Логистам нужно покупать интернет-магазины разной тематики и с разными каналами продаж. Объединять их, сокращая затраты на управление и продвижение и затачивать их под свою логистику, а быть может и логистику затачивать под магазины. Клиенты уже все поделены и найти и посадить нового — ой как не просто. А переманить большого клиента у конкурентов это, вероятнее всего, пойти на разные губительные меры: снижение по тарифам, уступки по условиям платежей, согласие на большие штрафы и много всего плохого. К тому же нет уверенности, что этого вашего клиента завтра не переманят ваши конкуренты.

Кстати покупка интернет-магазинами логистических компаний или развитие собственной логистики и в России и в мире предпринимались неоднократно и в большинстве своём результат был плачевным. Хотя конечно же везде есть свои исключения. Но возвращаясь к покупке магазинов — не обязательно даже покупать, можно их рождать … по шаблону с уже имеющимися.

Сейчас взаимовыгодное сотрудничество логистики и ритейла возможно только в совместной собственности, потому что в противном случае чаще всего или тебя выжимают другие или других выжимаешь ты. Грамотное же управление своими интернет-магазинами позволит увеличить не только вашу долю на рынке логистики, но и постепенно увеличивать вашу прибыль при завоёваной доле рынка. Дайте магазинам возможность развиваться и увеличиваться. Ну а дальше продолжайте следовать по пути Амазона — покупайте и властвуйте! Такие гибридные компании — не просто тренд, это шанс на выживание.

И опять же, не обязательно покупать большие и дорогие магазины, покупайте в первую очередь профессионалов, а уже они будут заниматься поставленными вами задачами. Купленные интернет-магазины никогда не изменят вашему складу и вашим курьерам, они не убегут к конкурентам. Они конечно же могут умереть при неправильном подходе, но они всегда останутся верными только вашей логистике.

Лёд тронулся, Господа!

ПС: Покупка активов это очень затратный и рискованный способ. Ну а есть ли более дешевые варианты? Конечно есть, но эти варианты более долгие по времени.