И не говорите, что вы об этом не задумывались. Все должны думать о будущем логистики ). Все говорят о том, что скоро придёт масленица уберизация. Что такси — это только начало. Что сегодня существует множество стартапов в транспортной логистике, которые пытаются «выстрелить», предложив рынку революцию в перевозках. А пока все наблюдают за этими «стрелкАми», я хочу поговорить о статичной, спокойной, размеренной логистике — о складской.

На протяжении последнего времени складская логистика не стояла на месте. Она изменялась и подстраивалась. И те кто вовремя перестроился, те и начинали пожинать плоды раньше других. Начинали первыми получать опыт и, на основании своей экспертизы, развивались и крепчали. Вот моё представление (судите строго, буду говорить обычным сленгом) о макрошагах, которые делали склады.

Сначала было слово. И слово это было склад. Склады были в собственности. Склады строили под себя, склады покупали для нужд своей компании. Затем появились девелоперы, это «дятьки с бАльшими и длИнными дингами», которые строили склады и знали, что они их обязательно продадут. Потом кто-то из этих дядек вздумал не продавать склады, а сдавать в аренду, тем самым увеличивая итоговый доход как во времени, так и в суммарном количестве, расширив возможности за счёт низкого входного билета (аренда, вместо покупки). Но со временем это стало обыденным.

Ответственное хранение

И следующая идея была — оператор складского хранения. Эта услуга известна как ответственное хранение или её ещё называют 3PL, что думаю, не совсем корректно. Она представляла собой профессионального игрока, который знает как оперировать вашим товаром, в первую очередь, и как хранить ваш товар — во вторую. Именно квалификация оператора позволяла доверять ему оборот своего товарного запаса. Торгующая компания занимается продажами, а оператор ответки занимается его складской логистикой.

Не будем говорить о качестве, рисках, о случаях когда волосы владельцев товара седели при виде той самой «квалификации» и т.д. и т.п. Да, есть, были и будут проблемы, связанные с ответхранением. Но в большинстве своём рынок ставит всё на свои места и лучшие из операторов поднимаются среди толпы и берут своё.

Складская логистика 00-х

В нулевых годах и в десятых даже самые отсталые компании, будь они дистрибьюторами или владельцами складов, стали стремиться в эту нишу, стали называть себя громким именем «оператор ответственного хранения» и стали предлагать свои услуги всем и каждому. Время шло, клиент умнел. Появились требования к качеству складов, к технике, к ПО и персоналу, к способности выдерживать большие обороты и пиковые нагрузки.

Со временем многие новички в этом сегменте логистики стали понимать, что порог входа в ответхранение настолько велик, а прибыль настолько мизерная, что риск не оправдывает времени и денег. После того как все склады «переобулись» в 3PL операторов (как и сказано выше, это не совсем корректное название), всем показалось, что ну вот, мутации трансформации окончены. Но не тут-то было.

С чего им пришло в голову, но представители транспортной логистики решили тоже развивать это направление. А последними из транспортников запрыгнули в уходящий поезд — перевозчики сборных грузов. С какого перепугу? Почему они решили, что уходящий поезд не пойдёт в тупик? Я не знаю.

Знаю только, что у многих были слёзы, сопли и при сотнях миллионов инвестиций были ещё и огромные убытки. И по сегодняшний день они пытаются инвестировать (если безнадёжные вложения можно назвать инвестициями), и по сегодняшний день они меняют команды, набирают «свежую кровь», ищут экспертизу и «незамыленный взгляд». Может ли с этого что-то получиться? Определённо. Определённо сотрудники транспортных компаний получат опыт в ответхранении, а местами этот опыт будет феерическим.

Фулфилмент

А в это время, возвратившись в складскую логистику, мы видим другие потуги начинания и идею фикс. Фулфилмент! Блин, как мне не нравится это название. В переводе оно говорит опять же о наиполнейшей услуге, которую может предоставить сторонняя компания (аутсорс). В переводе — это исполнение заказа. А по факту многие фулфилментом считают только складскую логистику, ну и ещё всякого по мелочи услуги.

Как вы думаете, что решили вчерашние герои ОтветХранения? Ну да, правильно. Они решили, что настало время переобуться!

Есть анекдот про мышей, которые решили стать ёжками. Вот только не задумались о том, как это можно сделать. Вот и тут, все вдруг разом лет 5-6 назад решили начать становиться фулфилмент-операторами.

А транспортники, в особенности перевозчики сборных грузов, опять с временнОй задержкой , стали снова впрыгивать в этот уходящий поезд. Честно сказать, из этого может выйти толк, так как они могут предложить своим клиентам бесшовную связку склад-межгород-доставка. Нужно отдать должное, называют многие из них эти проекты не фулфилмент, а екомерс. Но что они думают делать со складской логистикой для интернет-магазинов? Я не знаю ответа на этот вопрос. Покажет время. Вот здесь статья создателя «Маршрута» Вячеслава Помещикова, он корректно и доходчиво всё изложил.

Так вот, к чему же я это всё так долго изрекаю? А к тому, что нужно найти, нужно распознать новый хайп. Хайп, который позволит всем операторам «ответфилмента» снова весёлой толпой заняться чем-то новым и многообещающим.

Индивидуальное хранение

аренда складской ячейки в холодном складе

На глаза мне недавно попалась статистика по одному из направления складского хранения — индивидуальное хранение. На англицком — self storage. Это услуга, которая предлагает клиентам аренду небольших помещений — боксов. Площадь такого бокса от 1 до 100 кв.м. Бывают боксы и большей площади. Для понимания что это за такая аренда мини-складов вот пример.

Зачем их используют? Хранение физическими лицами личных вещей, мебели во время ремонта или переезда, колёс, сезонных товаров, а также старого и мало нужного барахла. Для юридических — опять же мебель и офисное оборудование на время ремонта или переезда, а также товаров.

Так вот, статистика говорит (отсюда, данные на осень 2020 года), что в США операторы селф-сторэдж имеют в собственности на 2019 год 220 млн. квадратных метров площадей. А в России? В России в 1 000 раз меньше. А может и в 10 000 раз.

Прямо всем моим большим и тучным телом маленького хрупкого логиста я чувствую перспективу. Нет, не так сказал. Чувствую Перспективище! Ну а будет ли это одной из хайповых тем в логистике — покажет время.