Компания, которая хочет внедрить WMS, неизбежно сталкивается с многообразием предложений на рынке. При этом заявленные характеристики решений у всех примерно одинаковые, а различие в ценах довольно существенное. Главный критерий выбора здесь – не наличие, а способ реализации того или иного функционала в системе и возможность его адаптации под особенности техпроцессов заказчика.
WMS-решение управляет запасами, работой персонала, оборудованием и площадью. В результате его внедрения можно: уменьшить резервный запас до 50%, сократить количество сотрудников на 10–20%, снизить административные издержки на 15–25%; повысить эффективность использования пространства на 10–20%, уменьшить стоимость проведения инвентаризации на 75% и увеличить пропускную способность склада на 5–20%.

Чтобы примерно оценить эти цифры, рассмотрим хотя бы один из вышеперечисленных пунктов – увеличение пропускной способности склада. Какова разница между увеличением пропускной способности на 1% и на 5%? При обороте компании $100 млн в год 4% составляют $4 млн. Допустим, прибыль составляет 10% от оборота. Получаем $400 тыс. в год. Конечно, это расчет «на пальцах», но он помогает представить разницу между двумя WMS, выраженную не в их стоимости, а в суммах, которые они помогают зарабатывать. При этом необходимо помнить, что затраты на WMS высокого уровня составляют в среднем 1% от инвестиций в строительство и обустройство склада.

Устоявшейся классификации WMS нет. Нынешний год стал переломным в связи с выходом на рынок большого числа новых игроков. Приведенная ниже классификация довольно субъективна, но наиболее достоверна.

Системы начального уровня

Это решения, которые трансформировались из учетных систем. Как правило, в них присутствует документарный подход: главным является не процесс (приемка, размещение и т. д.), а документ, который должен быть открыт, проведен и закрыт. Таким образом, в данных системах выполнение процессов не оптимизируется, задания автоматически не генерируются. Они не заточены на скорость выполнения процессов. По этой причине, как правило, они не используют радиотерминалы и не работают в режиме реального времени. То есть эти системы являются промежуточным звеном между учетными системами и системами управления складом.

Стандартные коробочные системы

Это системы, условно готовые к установке, имеют определенный, сильно ограниченный набор функционала, не подразумевают какую-либо модификацию или подстройку бизнес-процессов. Но это уже именно системы управления складом: они оперируют и управляют процессами, задачами, поддерживают определенный уровень оптимизации процессов, но схемы выполнения процессов в них заданы жестко. Иногда есть возможность выбора варианта выполнения операции (из двух-трех позиций) путем установки флажков или галочек (например, печатать этикетку при приемке или нет). Поэтому подобные системы иногда называют «галочными». При этом изменить алгоритм процесса или какие-либо его элементы, не отмеченные флажками, невозможно. К таким системам можно отнести модули управления складом ERP-систем.

Стандартные коробочные системы подходят для складов, готовых подстроить свои складские процессы под типовую технологию, реализованную в системе. Как правило, это небольшие склады, где не стоят задачи уникальной или нестандартной обработки товара, сложных правил или алгоритмов обработки груза, организации услуг добавленной стоимости.

Как не стать «заложником»

Обратите внимание на то, что при внедрении коробочных систем разработки, реализованные индивидуально под вас, скорее всего не войдут в следующую версию системы. А это значит, что при переходе на нее их придется перерабатывать и тестировать заново. Таким образом, вы станете «заложником» поставщика: на любые изменения, апгрэйды вам будет необходимо оформлять новый заказ на его работу. Естественно, исходный код поставщик вам не передаст.

Конфигурируемые системы

Принцип внедрения систем этого класса также состоит в выборе для каждого складского процесса одного из вариантов его выполнения, заложенного в системе. Но возможностей выбора варианта значительно больше, чем в коробочных системах: с помощью не только установки флажков, но и выбора правил и стратегий.

В некоторых системах для определенных процессов предусмотрена возможность создания собственных правил обработки товара, естественно с учетом ограничений системы. Самостоятельное формирование своих правил, ввод параметров, на основе которых будет строиться обработка товара, – это большой шаг вперед к оптимизации и адаптации заложенных в системе процессов к требованиям конкретного заказчика.

Системы данного класса имеют различные возможности по созданию таких правил. Выбирая продукт, необходимо четко сформулировать свои требования к нему. Затем следует попросить потенциального поставщика показать или хотя бы обрисовать то, как он собирается его реализовать. Часто такие системы имеют модульный принцип: базовая система, выполняющая основные складские процессы, и набор модулей, предоставляющих либо дополнительный функционал, либо дополнительные возможности оптимизации.

Однако даже такие системы не могут поддерживать все особенности технологических процессов заказчика. Они основываются на «лучших практиках» – на том, как организованы бизнес-процессы в «большинстве» западных компаний. Но стоит задуматься, все ли может быть организовано на вашем конкретном складе так, как у большинства западных компаний, или есть какие-то особенности в обработке товара, в предоставлении услуг добавленной стоимости?

На примере российских систем можно проиллюстрировать подкласс заказных систем. Это коробочные либо конфигурируемые системы отличаются тем, что у внедряющей их компании имеется исходный код. То есть теоретически, если какие-то параметры системы не устраивают заказчика, компания-поставщик может ее допрограммировать.

Но к таким вопросам надо всегда относиться осторожно: если речь идет о дополнительном программировании, то это значительное увеличение времени реализации проекта (не только на программирование, но и на постановку задачи, тестирование). Это дорого и требует качественной подготовки задания. Бывает, что разработчики отказываются исполнить некоторые сложные в реализации требования.

Таблица. Примерный диапазон цен на WMS в зависимости от класса системы:

Системы начального уровня
Склады небольших компаний, склады при уровня магазинах с небольшой номенклатурой
До $50 тыс.

Коробочные системы
Склады площадью 1000–10 000 м2 с большой системы номенклатурой товаров, но невысоким товарооборотом, готовые принять простые стандартные бизнес-процессы
До $50-150 тыс.

Конфигурируемые системы
Склады площадью от 5000 м2 с большой системы номенклатурой и высоким товарооборотом
До $150-250 тыс.

Адаптируемые системы
Крупные предприятия коммерческой логистики, системы распределительные центры розничных сетей, склады с особенностями обработки товаров площадью от 5000 м2
До $150-250 тыс.

Адаптируемые системы

Эти системы, построенные на основе архитектуры SOA, в дополнение к возможности конфигурирования базовой системы позволяют менять логику бизнес-процессов и без программирования и изменения исходного кода подстраивать их под особенности бизнес-процессов заказчика. Таким образом, пользователь не должен изменять свои технологические процессы под тот вариант, который реализован в системе.

Под адаптацией бизнес-процессов понимается изменение алгоритма выполнения любой операции, экранов терминалов, логики обработки данных, экранов (форм) стационарных мест. Как достичь этого, не изменяя исходный код под каждого клиента? Ответ содержится в архитектуре. Существует ряд западных систем, имеющих адаптивную архитектуру: HighJump, Provia, Marc Global, RedPrairie, Click Commerce и некоторые другие.

Например, в HighJump, реализованной на основе архитектуры SOA, каждый процесс разбивается на элементарные объекты, каждый из которых выполняет элементарное действие. Все вместе они формируются в единый процесс, составляя логику его выполнения. Таким образом, с помощью объектов процесса можно изменить любой бизнес-процесс либо собрать новый.

В отличие от заказных в адаптируемых системах логику техпроцессов может менять не только поставщик, но и администратор системы заказчика: язык изменения логики – это не язык программирования. Поставщик при внедрении изменяет логику бизнес-процессов в соответствии с техпроцессами заказчика и передает ему весь инструментарий адаптации, все библиотеки процессов.

В процессе эксплуатации системный администратор заказчика самостоятельно может изменять бизнес-процессы и строить новые с использованием тех же инструментальных средств, которыми пользуются специалисты поставщика. В результате заказчик не зависит от поставщика, и стоимость владения такой системой минимальна. Примерный диапазон цен по классам WMS представлен в таблице.