Ни для кого не секрет, что бюджеты России и некоторых стран СНГ угрожающе зависят от сырьевого рынка. Именно продажи «вагонами», а также перекачка по трубам «миллионами кубометров» всего, что находится в недрах нашей земли, является основой бюджетов и, следовательно, основой сегодняшнего существования вышеупомянутых государств и России особенно.

В последнее время наметилась некая тенденция движения в сторону попытки подсчитать или хотя бы увидеть свои издержки, связанные с основными операциями в добывающих отраслях. Одним из мест, притягивающих внимание менеджмента, явилось серьезное осознание важности становления и развития логистики в добывающих компаниях. Наверное, свой отпечаток на это наложило ВТО, которое, как и Коммунизм, все время «на горизонте», а также указы «сверху» в виду угрозы понижения мировых цен на энергоресурсы. Да, логистический бум затронул не только сетевую торговлю, дистрибьюторов и производителей товаров народного потребления. Логистика, как важная составляющая «сырьевой» России, у многих находится, в лучшем случае, на уровне развития 80-х годов. Важность логистики можно не объяснять, сославшись на огромные территории и бескрайнюю протяженность с запада на восток нашей Родины. К слову, в Украине проблема протяженности не так актуальна, ибо она имеет ромбовидную территорию, «тяготеющую» к прямоугольнику.

И все равно, грамотные управленцы компаний стараются делать как можно больше ошибок на этом тернистом пути к оптимизации.

Основной причиной этого является отсутствие надлежащей информации и квалифицированных кадров.

Одни находят выход в привлечении сторонних консалтинговых компаний для приведения в порядок существующих цепей поставок и складского хозяйства. Другие покупают квалифицированные кадры и на их опыте и интуиции поднимают свою логистику. Я не говорю про «третьих», они еще находятся либо в стадии «обдумывания», либо думают, как дойти до вышесказанной стадии. И ситуация с аутсорсингом и построение логистики своими силами имеют свое место в жизни.

Хочу рассмотреть, с моей точки зрения, некоторые аспекты данных шагов добывающих компаний и общий взгляд на существующее положение дел. Речь пойдет об аутсорсинге и начальных этапах изменения положения дел в складской логистике.

Итак, отдаемся на аутсорсинг. Первая проблема, которая возникает между двумя сторонами, это взаимопонимание. Да, именно взаимопонимание. Это самая важная отправная точка, с которой и начинается выстраивание взаимоотношений. Клиент, пожелавший отдать «головную боль» сторонним специалистам, не всегда четко представляет масштабы «военных действий» на его территории. Да что тут говорить, он даже не всегда понимает, о чем ему говорят и почему консультанты хотят знать все не только о складах, но и релевантных подразделениях, таких как отдел продаж, закупок и т.п.. Очень часто встречается отпор в виде вопросов: зачем вам знать сколько кубов мы отгружаем? Мне нужно, чтобы вы сказали как сделать так, чтобы 150 гасторбайтеров работали быстрее и качественней. Почему мой склад не справляется? Я нанял еще 50 человек и все без толку…Как только клиент понимает что будет происходить, по каким законам и под чьим управлением, тогда и образуется «команда» для решения логистических проблем. Я пропускаю важность ассортиментной матрицы, с которым работает клиент, так как я постарался коротко его осветить в параллельной теме ««Лучшие Практики» или как должен работать склад». Дальше начинается прописание процедур, по которым будут работать склады и внедрение системы учета или WMS, отработка методов управления, планирования и даже работы с поставщиками и потребителями. В итоге мы получаем поставленную работу отдела логистики. Я специально не стал углубляться на стандартных шагах в «наведении порядка», а хочу отвести внимание на состояние недвижимости предприятия.

Добывающее предприятие оперирует материальными ценностями от металлопроката и запчастей для БелАЗа до шариковой ручки и даже маленького болтика. Разнородность товара вызвана как оборотом добываемого сырья, так и необходимостью использования МТС (материально техническое снабжение). А от сюда и «наследство» в виде n-гектарных территорий в тундре и различных по типу складов и площадок, которые разбросаны по этой территории. К данной проблеме по модернизации складской логистики могут быть разные подходы:
1. Сразу начать строить современные склады, закупать высотную технику и различные системы управления этим всем хозяйством.
2. Выстроить работу существующего хозяйства, хотя бы на бумажной технологии, постепенно оптимизируя и модернизируя логистику предприятия.

Пункт один возможен, но несет в себе высокие финансовые обременения с минимальной эффективностью. В пояснение хочу сказать, что работники складов в таких отраслях не всегда могут похвастаться даже элементарной компьютерной грамотностью. Заманить грамотных специалистов в отдаленные регионы России дорогое и почти не возможное удовольствие. Поэтому и предлагается постепенно обучать и приучать своих складских работников к «культурной» логистике.

К тому же есть бесплатные складские системы, которые можно постепенно внедрять и привыкать к «порядку».