Некий бум WMS и желание крупного и среднего бизнеса уменьшить свои логистические издержки и поднять эффективность работы цепей поставок толкают владельцев и топ менеджеров к принятию решения о внедрении системы управления складом. В данной статье я не буду описывать сложность выбора, проведения тендеров и полный испуг клиента, когда он понимает, что ничего не понимает. И так этот этап пройден… Клиент уже имеет подписанный договор и ждет с нетерпением, когда же это все закончится. Попробую описать некоторые моменты, актуальные, по крайней мере, для России и стран СНГ.

Перво-наперво, для работы «нового» склада необходим «сценарий», то бишь бизнес процессы. Это детальное описание технологии, в которой обыграны все ситуации, происходящие, или которые могут произойти на складе и в релевантных отделах, что и как должно приходить и уходить, как вести себя при внештатных ситуациях, какие должны быть определены стратегии проведения операций на складе и как при этом всем учитываются особенности и размер ассортиментной матрицы. Возможно, список не полностью описывает назначение бизнес процессов. Я не зря уделил внимание ассортиментной матрице. Это главный материал, с которым работает склад и компания в целом, к тому же это то, на чем зарабатываются деньги!

Пример важности учета ассортиментной матрицы:

Компания продает кабель. Клиент заказал 300 метров кабеля А. На складе компании осталось два куска по 150 метров. Так как кабель в системе учитывается в метрах, то система спокойно просчитает эти два куска из разных ячеек и даст команду на отбор. Клиент для связи объектов на расстоянии 300 метров должен будет соединить эти кабеля? Уверен, кабель с успехом скатается туда – обратно, и будет Вам возвращен, ибо два по 150 не равны 300 – такая уж особенность товара!

Компания продает лампочки стоимостью 5 рублей, из них 2 рубля идет компании. В упаковке 10 штук. Компания так прогибается под клиентов, что готова отбирать по одной лампочке в заказ, тратя 2 рубля на зарплату Подборщика (Пикера) и не осознавая этого, остается в нуле. Так может изменить «политику партии» и предлагать Клиенту взять упаковку за 35 рублей, и, афишировать это как привилегии Клиента (~30 % скидка!), а самим еще и 3 рубля заработать! Этот пример распространяется на многие виды товаров, а иногда компании еще и в убыток уходят. Подумайте, может даже выгодней будет дарить эту упаковку лампочек как бонус за особые заслуги?

Двигаюсь дальше по бизнес процессам.

И так, стратегии операций, происходящих на складе.

Что такое «лучшие практики»? Или еще непонятней – мировые «лучшие практики». Может нам что-то не договаривают? Кто сказал, что эта практика для Вашего склада лучшая? Давайте разберемся!

Очень часто, установщик программы внедряет WMS или учетную систему по собственным бизнес процессам, если конечно вы не обращались в стороннюю организацию с просьбой прописать Вам процедуры и уж потом использовать их как тех. задание для продавцов и инсталляторов системы, но это пока я не рассматриваю. Собственные бизнес процессы инсталлятора обычно несут в себе некую «Light-формулировку», а если точнее, то под «лучшей практикой» подразумевается стандартный режим работы склада. Здесь не нужно ни на кого обижаться, ибо это возможно из-за нескольких факторов:

1. У Вас нет грамотного логиста на предприятии. Это вызвано началом обращения внимания на логистику и, как дефицитом самих кадров, так и отсутствием всеобщей подкованности в данном вопросе.

2. Простые процессы инсталлятору проще внедрить.

3. Проще обучение персонала, особенно в удаленных уголках нашей Родины, где компьютерная грамотность остается до сих пор за пределами сознания.

4. Меньше риски неуспешного внедрения.

5. Наверное, какие-то финансовые интересы инсталлятора по модернизации процессов и других настроек в будущем.

Выше сказанное ни в коем случае не несет в себе обвинения какой-либо из сторон. Меня волнует уровень «опасности» данной простоты.

Пример:

Компания «Чоколат» дистрибутор шоколада в провинциальном городке. Покупает товар паллетами, продает коробами. Отлично. Купили, внедрили, все работает. Проще не придумаешь. А завтра, учитывая развитие сетевой торговли и их особенности «брать чаще, но меньше и в срок», дистрибутор вынужден снова обращаться к инсталлятору, ибо своими силами не решить данной проблемы. Необходима стратегия блочной и даже штучной подборки товара, а для этого желательна отдельная зона со своим алгоритмом пополнения и отбора.

А если это провайдер услуг ответхранения? Для них этот вопрос самый что ни на есть болезненный. И нынешняя мода погружения дистрибутора еще и в провайдерский бизнес показывает, что многие хотят выжить за счет первого клиента (подобие «Чоколат»), и думают, что следующие клиенты будут похожи. Кто знает, с кем придется работать завтра? И что здесь такого? — скажите Вы. Многие не думают о ближайшей перспективе и возможности развития при покупке WMS. А вдруг Ваша система не сможет обеспечить ни Ваши потребности, ни потребности Ваших клиентов, или же поставленные процессы будут работать из рук вон плохо, нежели Вам заявляли.

Снова пример с тем же кабелем….так и будете постоянно слать два куска?

Хочу добавить, что не возможно учесть все мелкие особенности и непредвиденности в работе склада, но все же нужно стараться, также стараться посмотреть на шаг вперед.

Для начала вполне достаточно.