4

Поднимаю одну из наиболее сложных тем в складской логистике как алгоритмы работы с зоной отбора. Об этом уже много писалось и обсуждалось в информационных просторах, а также на этом сайте в разделе Складская логистика, но позволю себе «ещё раз в первый класс». Хотя, честно сказать, не совсем понимаю в чём тут сложность и почему многие внедряющие систему специалисты испытывают трудности и часто заблуждаются (личное мнение автора).

Алгоритм отбора товара из пикинга (picking — отбор) можно разделить на статический и динамический. К слову сказать, большое распространение получил в России именно статический пикинг, хотя на самом деле более эффективно можно использовать и другой вариант в подавляющем большинстве случаев. На что опираются внедренцы при выборе вида пикинга я не знаю, ну да ляд с ними. Я же попробую коротко описать достоинства и недостатки и статики и динамики. Есть ещё и смешанные виды отбора, но в основном они что-то берут из обоих видов пополнения, а кое-что наоборот игнорируют. Я о них, с вашего позволения, говорить не буду.

Динамический пикинг. Динамическая зона отбора лишена всех ниже приведённых недостатков. Более подробно о достоинствах динамического алгоритма отбора вы сможете прочитать в статье Учёт ответственного хранения.

Статический пикинг. Под собой подразумевает жёсткую привязку товара (группы товара) к определённой ячейке (пулу ячеек) отбора. Говоря слово «жёсткая», я подразумеваю то, что определённый товар может находиться только в определённой ячейке (которая ему назначена) и никак иначе не может быть. Таким образом мы имеем ровно столько же занятых или зарезервированных по конкретный товар ячеек отбора сколько и наименований товара (кодов товара). Код товара ещё называют на англицкий манер ЭсКаЮ (от англ. SKU). Если мы имеем 5000 SKU, то будь добр подавай нам 5000 ячеек пикинга.

Многие логисты отмечают привязку товара к определённой ячейке отбора аки положительный фактор. При этом аргументируя, что сборщик заказов (пикер) со временем привыкает к расположению товара и делает меньше ошибок во время подбора заказа. Я считаю, это вообще не аргументом, ибо зачем сборщику нужно это самое «привыкание»? Он же просто является исполнителем указаний WMS и делает обход ячеек и отбор  товара строго по указанию системы управления.

К недостаткам статического пикинга я бы отнёс излишнюю потребность в ячейках отбора. Требование того, что пикинга нужно столько же сколько и активных кодов товара является не исполнимым для многих, даже очень крупных, складов. Отсюда и рождаются «навороты» в виде нескольких товаров в одной ячейке и отбор с верхних уровней стеллажей. Такие «приёмчики» как раз и позволяют лавинообразно делать всевозможные ошибки во время подбора заказов: недостачи, излишки, пересорты и даже порчу продукции. Отбор же с верхних ярусов стеллажей приводит к резкому увеличению времени сбора заказа и к излишнему износу высотной техники.

В дополнение следует сказать о том, что если товар имеет какие-либо учитываемые характеристики, которые необходимо хранить в системе и отслеживать, будь то сроки, партии и т.п., то потребность в количестве ячеек статического пикинга возрастает как минимум вдвое с введением каждого параметра. Это опять же необоснованные затраты и вариант решения в виде хранения нескольких сроков или партий в одной ячейке отбора — утопический.

Следующим камнем преткновения является операция пополнения пикинга. В основе своей пополнение зоны статического отбора товаром происходит не целыми паллетами, а коробками, упаковками, штуками и т.п. Если и организовано пополнение целыми паллетами, то они ставятся в проход, ибо место в ячейке отбора обычно занято. Если же в ячейке остаётся несколько единиц товара, то можно прибегнуть к перекладке товара на паллет и уже потом постановке такого паллета с «шапкой из оставшихся в пикинге коробок» в ячейку отбора. Вариант пополнения не целыми паллетами катастрофически наращивает трудозатраты, а временные  издержки становятся просто огромными. Водитель ричтрака (штабелёра) должен снять паллет с товаром, подвезти его к пополняемой ячейке, переложить нужное количество коробов (упаковок, штук и т.п.) и поставить этот паллет обратно в ячейку хранения. Отсюда потери складываются из временных затрат, физического труда и износа техники. Обратите внимание, в данном пополнении ячейки отбора техника использует два лифта, один лифт — снятие паллета, второй лифт — постановка паллета обратно в ячейку хранения.

Следуя далее по недостаткам мы подходим к проблеме динамической смены товарных позиций. Дело в том, что есть компании, товарный ассортимент которых настолько часто меняется местами или обновляется, что работа со статикой на складе вносит, мягко говоря, неудобства в настройке и обслуживании алгоритма статического отбора. Распространены ситуации, когда на позицию продакт-менеджера берут целый отдел, который только и занимается тем, что ничего не делает что распределяет складское пространство, привязывает ячейки, прописывает параметры пополнения и оклеивает различными подсказками стеллажи около ячеек пикинга.

Вот пожалуй основные недостатки статического алгоритма отбора.

До встречи!