4

Сейчас мы порассуждаем на тему ответственного хранения, а именно как эта услуга учитывается. Способов и разновидностей расчёта существует довольно большое количество, но мы заострим внимание только на некоторых, отвечающих за основные операции в «ответке». Об ответственном хранении можно почитать посты здесь. Условия ответственного хранения описываются в договоре или дополнительном соглашении к договору, поэтому внимательно изучите их, и если есть какие-либо детали, которые не указаны в договоре, то нужно их обязательно указать. Начнём с условий учёта количества хранения.

В основном, хранение считается либо в кубах (кубических метрах), либо в паллетоместах. И в том и в другом варианте распространены два метода подсчёта занятого количества или объёма за сутки. В первом методе делается срез на определённое время и считается на данный момент либо суммарные кубометры, либо суммарное количество паллет. Во второй методике учитываются и кубы и паллеты, которые проходили по системе за учётные сутки. Также второй способ называют «мелькание в хранении».

4
Рис.1

На изображённом рисунке 1 мы покажем что первый способ учёта хранения более выгоден для клиента, нежели второй. По первой методе на время среза, например в 20-00, мы получаем хранение в количестве 2 паллет (см.рис.1). Нас не волнует сколько паллет пришло до этого момента и сколько отгрузилось.  Срез есть срез. По второму способу система расчёта в начале учётного периода увидела 2 паллета, затем увидела паллет №3 и в итоге за сутки мы имели в хранении 3 уникальных паллета. В данном случае нам не принципиален тот факт, что паллет в этот же день отгрузили. Паллет №3 мелькнул, а значит он хранился. Таким образом мелькание будет выгоднее 3PL оператору при составлении условий ответственного хранения. Всё вышесказанное в точности подходит и для учёта в объёмных единицах.

Немного отвлекусь и скажу несколько слов об этом самом учёте операций в ответственном хранении.

Учёт операций (услуг) в ответственном хранении (и не только) принято называть биллингом. Вообще, биллинг системы довольно распространены в разных областях бизнеса. Эта система представляет из себя некую программу или программный модуль, который отвечает за сбор, хранение, пересчёт и выдачу информации по операциям и различным услугам в нужном формате. Сама система может собирать часть данных автоматом, часть в полу ручном режиме, а часть информации заносится в эту систему полностью вручную. Довольно часто простейший обсчёт данных ведётся в обычном экселе или даже «на бумаге» в каких-либо журналах или тетрадях.

Плавно возвращаемся к условиям ответственного хранения. В продолжении хочу сказать, что ставка по хранению за паллетоместо может быть как комплексной, так и дифференцированной.

1. Комплексная ставка (или всё включено). В этом случае в стоимость паллетоместа могут включаться некоторые (возможно и большинство) стандартные операции: приёмка, размещение, отбор, отгрузка, переупаковка, стикеровка и т.п. Чем больше всевозможных операций включено в комплексную ставку по хранению,  тем, соответственно, дороже будет сама ставка.

2. Дифференциальная ставка (или пооперационка). В дифференцированном подходе все операции считаются отдельно: хранение, принятое количество коробов, принятое количество паллет, отбор паллета (съём паллета), отбор короба, стрейчевание и т.п.

У обоих вариантов биллинга есть свои нюансы. В дифференцированном подходе идёт более детальное разложение операций и клиент всегда понимает, за что и как он платит. Если за текущий период в зоне ответственного хранения не было движения товара (приходов, расходов и т.п.), то клиент заплатит только за хранимое количество паллетомест (или объём). Стоит заметить, что ставка дифференцированного хранения (пооперационная ставка) в несколько раз меньше комплексной ставки хранения («всё включено»). Таким образом, если вы (как клиент) выбрали «всё включено», а движения товара не было, то заплатите в несколько раз больше, чем могли бы заплатить на «пооперационке».

Комплексная ставка удобна компаниям с постоянными равномерными объёмами движения товаров, когда изначально набор выполняемых операций с товаром является константой. Т.е. если вы торгуете по 10 паллет в месяц товаром, который 100% стикеруется и отгружается только коробками, то можете смело садится на «комплекс». Кроме всего для вас будет очень доступен и понятен контроль над хранимым количеством товара. Если же отгрузки имеют большие «взлёты и падения по объёмам», уникальные операции для разных видов товаров, то скорее всего выбирайте пооперационку.

В дифференцированном подходе к подсчёту операций есть свои камни преткновения. Приведу несколько примеров.

Допустим на склад ответственного хранения пришёл целый паллет с товаром, в паллете 100 коробов. Приёмка паллета стоит, допустим, 100 рублей. Но на паллете была выявлена коробка брака, которую нужно извлечь и посчитать. Для извлечения этой бракованной коробки необходимо снять несколько вышележащих упаковок. Сколько их ? 10? 20? 50?  Клиенту ничего не остаётся как верить исполнителю, т.е. 3PL оператору (складу ответственного хранения). Некоторые операторы хранения имеют наглость выставлять 100 перебранных упаковок, утверждая, что пришлось перекладывать и проверять все коробки на предмет возможного брака. Выходом здесь может быть фото отчёт паллета и бракованной упаковки с её местом положения, чтобы клиент чётко видел, что над бракованным коробом находится 20, 40 или 80 упаковок.

Ещё одним спорным моментом может быть съём неполного паллета с места хранения при подборе заказа. Допустим на полном паллете 100 упаковок товара. Этот товар есть и в зоне отбора в количестве 90 упаковок и в зоне хранения — 1 паллет 100 упаковок и 1 паллет 70 упаковок (неполный паллет). Клиент дал указание отгрузить 75 упаковок в заказ. Исполнитель (склад ответственного хранения) может снять неполный паллет с 70-тью коробами (стоимость 100р) и взять 5 упаковок из зоны отбора (5уп*4р=20р), итого стоимость операции составит 120р. Или же исполнитель может сказать клиенту, что отобрал все 75 упаковок из зоны отбора, т.е. клиенту будет выставлен счёт 75уп*4р=300р (4рубля — это примерная стоимость операции с коробом). Почувствовали разницу? Как клиент будет контролировать данные операции, если в день их проводится несколько тысяч или даже десятков тысяч?

Хватит на сегодня примеров. Другие примеры вы можете посмотреть в статье Учёт ответственного хранения.

Прощаюсь с вами до следующего поста.