Здравствуйте, читатели блога Ол Пи Эль! Сегодня я хочу спеть. И петь я буду хвалебную оду. Не перестаю восхищаться компаниями, у которых выстроенная внутренняя и внешняя логистика настолько продумана и отточена, что с первого, да и даже со второго взгляда придраться не к чему. Логистика в Икеа растворяется даже в товаре и услугах, которые они предоставляют.

Везде штрих-код. Это означает полную автоматизацию цепочки поставок, начиная от дизайна продукта и заканчивая возвратом от покупателя. Интересно, а как много покупатели возвращают Икеевский товар и по каким причинам? Почему-то мне кажется, что такого вообще не происходит ))) Штрих-код не только уменьшает время работы с товаром на всём логистическом пути, но и многократно снижает вероятность ошибки. Ведь даже самый запылённый кусок деревяшки имеет стикер с наименованием и кодом, ну при условии, конечно, что покупатели его ненароком не оторвали.

Интенсивная смена позиций товаров и коллекций. Это, пожалуй, одна из самых трудных раскладов в логистике. При большом количестве SKU (кодов товара) и при интенсивной смене устаревающих позиций на новые должен работать огромный штат продакт-менеджеров, которые отслеживают точность и скорость исполнения логистической дисциплины. В их логистические системы вводится вся «родословная» товара и все характеристики, позволяющие работать процессам не только внутри компании, но и за её пределами.

Что значит за её пределами? Я сам неоднократно был клиентом Икеи. Покупал много различной мелочи и много мебели. Так вот, не знаю как у других, но мне ни разу не предоставлялась возможность уличить их в ошибке. Все детали, конструкции, болтики и винтики были в том количестве, в котором необходимо. Ни больше ни меньше. Все размеры точные, все пазы и зазоры работают так как задумывал дизайнер. Это действительно подкупает клиента. Честно говоря, у меня при сборке мебели всегда появляется волнующий адреналин, и я с неким трепетом думаю, получится или нет! Пока всегда получалось. Всё собирал и хвастался своей супруге))) Но кто знает, может я ещё не купил ту тумбочку или табуретку, которая меня «опрокинет» )))

Логистически и финансово удачным является совмещение склада и шоу-рума. Покупатель находит нужный ему товар и если он имеет малые размеры, то берёт его сразу, а если он (товар) — шкаф, то на образце имеется информация с номером ячейки на стеллаже, в которой лежит этот шкаф. Покупатель идёт к стеллажному хранению и забирает свой упакованный продукт. Ну а потом муж его собирает ))

Карта лабиринка магазина ИКЕАЕщё одним грамотным ходом является змеевидный маршрут в магазине. Это многократно повышает вероятность покупателя схватить то, за чем он и не приходил вообще. В итоге к концу обхода магазина в его тележке уже «греются» подсвешники, различные коврики, пачка полотенец и подушечки, горшок с бамбуком и те страшные тапочки, которые вы потом даже на даче не оденете. Вот такая логистика обхода в магазине Икеа. Мне она очень симпатична.

Теперь хочу сказать следующее. Они «волокут» многие свои товары через границу, платят все налоги (я на это очень надеюсь), располагаются в огромных помещениях, имеют кучу персонала и при всём при этом имеют совершенно демократические цены. Как они так умудряются, я не понимаю, но знаю точно, что с логистикой в Икеа очень даже всё «нормалды».

Вот, пожалуй, песня вся.