Аудит логистики. Кто на самом деле эти аудиторы?
На нашем рынке не очень-то широко представлены аудиторские услуги. При это ещё и качество их оставляет желать лучшего, а стоимость аудита иногда заставляет задуматься о целесообразности этой затеи. Совсем уныло дела обстоят у аудита в логистике. Несколько компаний, которые хоть как-то сводят концы с концами стараются всё больше зарабатывать не на своей прямой специализации, а на процентах с продаж оборудования, программного обеспечения, сливают информацию о клиентах и даже пытаются выжимать всё до последней копейки из рекламы на своём сайте. Да, совсем печальная картина.
Одной из первых и мощных на рынке России становилась компания LFA (Logistics Field Audit). Она то и стала вводить новую моду и законы логистического аудита. Было разработано несколько программ, которые соответствовали бизнесу не только по категории величины , но и позволяли отвечать на требования клиентов о затраченном времени проведения и стоимости аудита.
Дело в том, что многие думают об аудиторах как о шарлатанах (и такое часто бывает) и злодеях, которые только и делают, что ничего не делают выманивают деньги, а в итоге клиент получает стопку писанины, которую и читать-то никто и никогда не будет. А зря. В общем не легко было пионЭрам из ЛФА, очень не легко. Но всё же шаг за шагом они рассказывали директорам и владельцам бизнеса о правильных подходах в логистике, о стратегиях, о товарных и складских дисциплинах, о WMS и ERP, показывали как нужно проектировать склады и рассчитывать оборачиваемость последних. Понемногу, понемногу и у LFA стали появляться конкуренты ))). Ну а как они появлялись? Сначала копировали всё что только угодно, а уж потом стали сами с усами и начали придумывать свою логистику. К слову сказать, иногда было очень смешно и страшно за клиентов, которые принимали некоторые идеи таких новоиспечённых аудиторов за истину.
LFA остыл к России, возможно на долго, возможно навсегда. И сейчас мне почему-то кажется, что аудит застрял во времени. Он остался на уровне развития 2006-2008 годов. Логистический аудит сегодня не развивается и не развивает другие стороны логистики. Очень хочу в этом чувстве ошибаться!
Следующим шагом (скорее манёвром) в развитии аудиторства в России я бы назвал вендоров (поставщиков оборудования, стеллажей, техники и ПО). Дело в том, что они стали использовать выражение «логистический аудит» в своих корыстных целях, а именно как маркетинговый ход и рычаг продаж.
Представляете клиента, который хочет купить стеллажи и начинает обзванивать фирмы поставщиков. Ведь первоначально его интересует только цена и он её уже узнал у пяти компаний, но тут он звонит в шестую фирму, а те ему кроме цены ещё и дарят бесплатный логистический аудит и проект расстановки стеллажей в подарок. Во блин, покупателю подфортИло. В итоге, клиент получает описание на 20-30 страницах с рисунками и графиками (и того и другого надо побольше, ведь кашу маслом не испортишь) в котором: нужно устанавливать узкопроходные стеллажи ибо это даёт на 30% больше ячеек хранения по сравнению с широкопроходными стеллажами! Кто не понял юмора читать статью Организация логистики склада. Мама рОдная, хорошо что ещё не втюхали им набивные стеллажи, а ведь бывают и такие продажники, которые совсем стыд потеряли и убивают логистику компаний на корню. А руководители проектов и сами владельцы хлопают ушами и радуются, что не потратили деньги на логистический аудит (типа сэкономили) в нормальной конторе, и вот им халява упала на склад в виде большущей кучи стеллажного леса.
Другой пример — поставщики программного обеспечения, а чаще всего WMS (WMS — система управления складом ). Те ребята ещё те! Взяли за привычку аудит проводить, пишут бизнес процессы, которые якобы нужны клиенту, и сами диву потом даются, что под эти процессы как кстати подходит именно их WMS-ка! Кафтанчик прямо как по ней сшит! И клиент вроде бы рад и спокоен. Бизнес процессы написаны, да и ещё нашлась под них WMS, которая удовлетворяет всем требованиям клиента. Всем хорошо. Занавес. Все хлопают.
Вывод мой такой. В России ещё долго не будет правильного и качественного логистического аудита, ибо мы пока всё таки:
бедные — у тех кого есть деньги, аудит везут из-за рубежа;
жадные — национальная черта наша такова, что мы не привыкли платить за знания и идеи и тем более за чужие, а если эта идея наша, то мы хотим за неё пол царства и президентскую пенсию;
пофигисты — не получается (не хочется) работать по новому, будем «лобать» по старому и бить себя в грудь, что мы лучше всех этих буржуев вместе взятых и не нужны нам их новейшие разработки;
не чистоплотные — почему-то все наши стремления сводятся к тезисам «прихватить», «договориться», «откатить», «да и фиг с ними» и т.п.;
не старательные — нам не хватает силы воли сесть, разобраться до конца, написать процедуры шаг за шагом, постоянно учить и учиться самим правильным вещам у профессионалов, а не быть самоучкой, из-за этого мы постоянно работаем топором, обрабатываем всё напильником и приматываем изолентой.
Нужны строгие правила логистики, нужны законы, по рельсам которых будет логистика катиться вперёд и только вперёд. У логистики как у науки должны быть свои аксиомы и теоремы. Читайте пост Определение логистики.
До скорого!
Ну , Тимур, ты загнул правду-матку!
Со многим соглашусь, кроме того, что LFA в лице уважаемого мной Андрея Хлуса единственная компания в России, которая делала правильные логистические аудиты.
Есть ещё 5-7 достойных компаний и десяток Имён, которые достигли хороших успехов на ниве логистического аудита и проектирования.
Что касается застоя в логистическом аудите, то не могу согласиться с этим.
С каждым новым проектом мы — консалтеры становимся всё мудрее и опытнее, а некоторые аудиты у меня например уже становятся проектными работами на несколько десятков листов мелким шрифтом безо всякой «воды» и «теории».