Жили были два склада. В первой был начальник склада, а во второй так себе. По неинтересным причинам вторая компания переманила с первого склада к себе клиента и начальника склада заодно. Начальник (отрабатывал 2 недели) отгружал товар с первого склада и подсовывал в товаре бяку. А затем на втором складе он же принимал товар и обнаруживал бяку. На вопрос «зачем он так делал?» он не смог ответить. Без комментариев.

Мышь в шлеме около капкана с сыромСегодня я выскажусь по поводу рисков в логистике, которые поджидают нас на каждом углу и, тем более, в каждом складском углу. Повествование я построю на примере из личного наблюдения. Ситуация относится к 3PL операторам (складам ответственного хранения). Все клиенты 3PL-щиков делятся на 3 категории: те кто страдает от этого аутсорсинга (от ответки), те кто плодотворно работают с ответкой и те кто выжимает из ответки по максимуму. Сказ пойдёт про последнюю категорию. Обычно такие клиенты это большие компании (сети, дистрибьюторы) и/или хитрые компании (для них нет точного определения формата, они могут быть какими угодно). Поехали.

Представим себе небольшого оператора ответственного хранения. Всего один арендуемый склад и куча свободного места. В данной ситуации естественным шагом является наём менеджера по продажам складских услуг и срочный поиск компаний, готовых сесть на склад. И естественным желанием становится посадить единственного жирного клиента на всю площадь, или, на крайний случай, парочку таких клиентов. Ещё более привлекательным становится мысль посадить известные бренды. Ну да ладно, надо — значит сделаем. Всех нашли, контракты подписаны, сроки определены. А теперь, что ждёт эту ответку.

1. Заезд клиента на склад обычно сравним со сходом лавины. Вначале идёт огромная и продолжительная волна товара и накрывает склад и его сотрудников с головой. В самом конце идет мелочёвка, но её уже никто не чувствует, ибо фронт удара контузил всех и вся. Как раз мелочёвка и несёт в себе максимум ошибок в приёмке и отгрузке. Логистический риск связан с тем, что в этом операционном и информационном бардаке принимающий товар склад не успевает толком разобраться. Это приводит к невнимательности и многочисленным ошибкам. Хочу заметить, что обычно у этой стихии есть другая сторона — отправляющая товар. Скорее всего это такой же склад, который в ритме «хватай больше, кидай дальше» отгружает и отгружает всё это добро к вам. Они также спешат и допускают неточности. Возможно ошибки сделаны не умышленно, а возможно и … Часто ситуация усугубляется не выполнением обещаний со стороны клиента. Вам говорят, что во время переезда будет приходить по 10 фур с товаром, а на самом деле их вваливается 15-20. И, конечно, контрольным выстрелом является объявление даты первых отгрузок с вашего склада. Из практики, отгрузки начинаются значительно раньше запланированного срока. Это можно спокойно назвать подставой. Обычно, на склад ещё не приняли и 30-40 % товара клиента, а он уже начинает отгружать всё что ни пОпадя своим контрагентам. Также удивительным является то, что в заказы идут те товары, которые склад ещё не принял в систему. И чтобы не упасть в грязь лицом работники ответки начинают частичную приёмку приходов, чтобы хоть как-то залатать временные дыры и дефицит товара.

Так вот, после такого «шторма» все эти ошибки лягут финансовой стороной на ваш склад. Не видел ни одного договора ответхранения, в котором бы подробно оговаривались моменты переезда. На мой взгляд это бы дисциплинировало все три стороны процесса.

2. Клиент съезжает. Эта ситуация напоминает ровно противоположную ситуацию, нежели описанная выше. Но здесь проблема заключается не столько с отгрузками, сколько с потерей источника финансирования. Как было сказано выше, клиент был жирным и брендовым. И фиг с ним, с потерянным статусом в глазах конкурентов, самое страшное, что деньги перестанут капать и как минимум пополнение бюджета уменьшится вдвое. Ко всему прочему, наверняка у клиента накопилась определённая финансовая претензия за время работы и скорее всего она дополнится недостачами и браком, выявленными во время спешной переброски на другой склад.

Обратите внимание, что информация о возможном съезде крупного клиента известна заранее. Поэтому высок риск того, что некоторые сотрудники, не дожидаясь возможных финансовых потерь и сокращения персонала, найдут другую работу и оставят склад в «меньшинстве» во время бешеного пика отгрузок. Ещё одним фактором логистического риска является воровство, которому также способствует образовавшийся беспорядок во время переезда клиента.

Вот что я думаю по поводу посадки клиента на склад. Среднестатистический клиент на ответке должен быть не больше, чем средний операционный чистый доход склада ответственного хранения. Например, операционный оборот склада 12 миллионов. Средняя операционная прибыль 2 миллиона. Средний клиент должен быть с логистическим бюджетом в 2 миллиона. Соответственно на складе должны быть посажены не менее 6 клиентов!

Вот и все размышления.